Аквапланирование

Хорошее сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием – это важное условие безопасного движения. Однако оно может ухудшиться под влиянием внутренних и внешних факторов. В последнем случае решающую роль играет состояние дороги. Если она мокрая или влажная, сцепление колёс с дорожным полотном будет хуже. Автомобильные шины имеют рисунок протектора, который выдавливает и удаляет воду из зоны контакта покрышки с дорогой при движении по влажному полотну. При увеличении скорости машины и толщины водяной плёнки возрастает объём воды, подлежащий отводу. Также сокращается количество времени, за которое протектор должен справиться с этой задачей. При этом эффективность отвода воды из пятна контакта покрышки с дорожным полотном зависит от изношенности шины. Чем менее выражен рисунок протектора, тем хуже сцепление колеса с покрытием. При движении на высокой скорости по влажной дороге возрастает риск аквапланирования – ситуации, когда автомобиль становится полностью неуправляемым.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование – это явление, при котором сцепление колеса с дорожным покрытием полностью утрачивается, возникающее вследствие появления водяной плёнки на его поверхности. Это явление также называют «водяным клином». Как становится понятно из названия, автомобиль начинает в буквальном смысле «планировать» по водной глади. Аквапланирование возникает в случаях, когда машина на скорости, превышающей допустимый для текущих условий уровень, преодолевает лужу или иное скопление воды. Явление опасно тем, что сцепление с покрытием дороги полностью теряется. Во время аквапланирования автомобиль ещё более неуправляем, чем при движении по льду, поскольку в зоне контакта с поверхностью трение отсутствует полностью.

Как избежать аквапланирования?

Для того чтобы не столкнуться с аквапланированием, необходимо избегать движения на высокой скорости и резких манёвров во влажную погоду. Чаще всего с данным явлением сталкиваются владельцы переднеприводных автомобилей. При этом они не сразу замечают, что потеряли управление. Это связано с тем, что пока водитель почувствует, что передние колёса начали «планировать», задние уже находятся в процессе аквапланирования. При управлении заднеприводной машиной автолюбитель может вовремя заметить, что управление теряется. Это даёт шанс своевременно предупредить аквапланирование.

Действия при возникновении аквапланирования

Столкнувшись с аквапланированием на ровной дороге и почувствовав потерю управления, необходимо сохранять спокойствие. Нельзя совершать резких и необдуманных движений. Следует плавно сбавить газ (не рекомендуется отпускать педаль резко), а затем медленно продолжить движение по прямой траектории. Резко тормозить категорически нельзя, поскольку это может привести к тому, что автомобиль начнёт крутиться. Плавно снизив скорость, вы почувствуете, что сцепление колеса с дорожным полотном восстановится, и автомобиль вновь станет управляемым. В этот момент необходимо крепко держать руль, сохраняя заданную траекторию движения. В момент касания колёс с дорогой машину может «бросить» в сторону. Крепко удерживая руль, вы избежите этого.

Как не допустить аквапланирования автомобиля?

Бороться с «водяным клином» достаточного тяжело. Многое зависит от опыта водителя и, конечно, удачи. Поэтому лучше предупредить аквапланирование. Это можно сделать, следуя ряду советов:
• используйте специализированные покрышки (для предупреждения аквапланирования эффективны шины с узором «ёлочка», особые водоотталкивающие шины с пометками aqua, water или rain);
• своевременно меняйте резину на зимние или летние покрышки в соответствии с сезоном;
• следите за соблюдением норм давления в шинах, предписанных производителем автомобиля, поскольку отклонение от заданных параметров также увеличивает риск «водяного клина»;
• следите за износом протектора, поскольку он отвечает за выдавливание и удаление воды;
• проезжая лужи и иные скопления воды, крепко сжимайте обе руки на руле, чтобы своевременно справиться с аквапланированием;
• переезжайте лужи и другие скопления воды по прямой траектории;
• избегайте движения на большой скорости (более 70 км/ч), резких движений и поворотов во влажную погоду;
• избегайте больших глубоких луж, поскольку чем больше толщина водяной плёнки, тем выше шанс возникновения аквапланирования;
• отдавайте предпочтение комплектации автомобиля одинаковыми покрышками (шины должны иметь одинаковую модель, параметры, степень износа протектора, производителя и возраст).

На сегодняшний день в продаже не представлено покрышек, которые гарантируют 100% защиту от аквапланирования. Поэтому для обеспечения безопасности движения необходимо соблюдать все вышеперечисленные рекомендации.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование возникает в результате комбинации различных факторов. Не стоит думать, что въезжая в лужу, вы сразу потеряете управление. Существует несколько основных факторов, влияющих на аквапланирование.

Рисунок шин

Рисунок и износ протектора оказывают непосредственное влияние на риск появления аквапланирования. Наиболее эффективны в борьбе с «водяным клином» шины с широкими, прямыми и часто расположенными канавками и ламелями. Они обеспечивают быстрый и эффективный отвод влаги из пятна контакта, что гарантирует хорошее сцепление колеса с дорожным покрытием. Для сравнения: гладкие шины тип Slick имеют коэффициент подъёмной силы, при аквапланировании превышающий показатель обычных покрышек в два раза. Поэтому для обеспечения безопасности движения запрещено использовать шины с канавками глубиной менее 1,6 мм. При езде на старых шинах рекомендуется контролировать скорость, снижая её до минимума в дождливую погоду.

Толщина водяной пленки

Толщина водяной плёнки – это второй фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Если лужа глубокая, ни один протектор не сможет быстро отвести всю воду из зоны контакта колеса с дорожным полотном. Т. е. сочетание высокой скорости и большой водяной плёнки неизбежно вызывает аквапланирование. Единственный способ, позволяющий избежать этого явления при преодолении лужи существенного размера, это заранее притормозить.

Скорость движения

Третий и главный фактор, являющийся наиболее частой причиной появления аквапланирования, это высокая скорость. Как уже говорилось выше, канавки и ламели отвечают за отведение влаги. Но при движении на высокой скорости по мокрой дороге они могут попросту не успеть удалить всю воду из пятна контакта колеса с поверхностью. В результате в зоне сцепления образуется водяная плёнка, делая машину неуправляемой.

Состояние подвески

Также важно поддерживать хорошее техническое состояние подвески автомобиля. Некачественная система амортизации, которая не обеспечивает достаточную жёсткость и упругость, снижает способность машины «прижиматься» к покрытию дороги. Это увеличивает потенциальный риск возникновения «водяного клина» наряду с другими факторами.

Сцепление шины с дорожным покрытием исчезает в результате сочетания таких факторов, как состояние подвески, количество влаги на дороге, тип и изношенность протектора, скорость движения и внутреннее давление в шине. При этом они взаимосвязаны. Например, при недостаточном внутреннем давлении в шине уменьшается показатель скорости, при котором автомобиль начинает «планировать» на влажной дороге. Поэтому нельзя пренебрегать даже одним фактором. Следя за техническим состоянием автомобиля, своевременно меняя покрышки с изношенным протектором, избегая высокой скорости, резких манёвров и экстренных торможений на влажной дороге, вы сделаете движение максимально безопасным.
наверх